Аналитики выявили зависимость рынка загородного жилья от политических оценок

В последние годы на рынке загородной жилой недвижимости наблюдались достаточно сильные колебания, причём аналитики не могли объяснить их природу. Так, отсутствие активности в 2011 году сменился всплеском продаж в 2012-ом, после чего наблюдался спад до прежнего уровня, чтобы в начале 2014-го объёмы продаж вновь пошли вверх. Причём, если говорить о последней тенденции, то происходит не только общий рост выручки девелоперов – покупатели демонстрируют интерес к коттеджам бизнес-класса, то есть довольно дорогим объектам. В феврале этого года суммарная выручка от продажи домов достигла уровня, который ранее фиксировался лишь в октябре 2012 года. Учитывая, что начало года считается временем спада на рынке недвижимости, такие данные весьма впечатляющи.

Подобная динамика ставила в тупик аналитиков, которые не могли найти ей объяснения с точки зрения связи продаж на рынке недвижимости с общими экономическими тенденциями. Однако всё встало на свои места, когда они сравнили её с результатами опросов населения об их взглядах на положение дел в стране. Левада-центр проводил регулярные исследования о том, считают ли респонденты, что страна движется в верном направлении. Наиболее наглядным оказалось сравнение ситуации на рынке загородного жилья с динамикой индекса, который рассчитывается социологами как разница между положительными и отрицательными оценками людей положения в стране.

В 2011 году рассчитываемый по вышеописанной методике индекс колебался, но в среднем в первой половине достигал 3 пунктов, во втором снизился до -1,3. В следующем году он вырос до 10  пунктов в первом полугодии, что полностью совпадает со взлётом уровня продаж недвижимости. А во втором полугодии пошёл на спад, и сделок на рынке загородного жилья тоже стало меньше. В дальнейшем наблюдалось снижение индекса (-0,7 и -1,5 в начале и конце 2013 года) и аналогична ситуация с продажами домов и участков. С начала 2014 года вновь начали преобладать оптимистичные взгляды среди населения (+2 в январе, +10 в феврале), что соответствует подъёму на рынке.

Интересно, что другой статистический показатель – индекс потребительских настроений, который по задумке социологов должен говорить о динамике продаж домовладений, наоборот, практически никак не соотносится с ситуацией на рынке недвижимости.